Мой кабинет

© psygate.ru, 2010-2017. При использование материалов ссылку на сайт и имя автора указывать обязательно.

© Создано и поддерживается в catchideas.ru, 2016

Что является помощью в психотерапии?

Часто во время психотерапевтической работы мои клиенты ведут себя так, как делает мой сын, когда просит меня помочь ему с английским. При этом, нужно отметить, что я в школе учил французский, а английский вообще никогда специально не изучал.

Часто во время психотерапевтической работы мои клиенты ведут себя так, как делает мой сын, когда просит меня помочь ему с английским. При этом, нужно отметить, что я в школе учил французский, а английский вообще никогда специально не изучал, только нахватался чего-то бывая в англоязычных странах, слушая англоязычную музыку, пользуясь интернетом, компьютером и т.д.

Так вот, наш разговор происходит примерно следующим образом:

Сын: пап, помоги мне с английским.
Я: хорошо. Чем тебе помочь?
Сын: я ничего не понимаю.
Я: а чего ничего?
Сын: а вообще ничего.

В этот момент я уже немного настораживаюсь. Не от того, что ничего вообще не понимает, а от того, что скорее всего он не хочет прикладывать усилие и выяснить, что именно не понятно.

Я беру его учебник, смотрю задание. Понимаю, что и я ничего здесь не понимаю. Вернее просто не знаю, как правильно строить те самые вопросительные фразы, которые им задали — где местоимение, а где глагол поставить. Пока я вникаю я замечаю, что мой сын начинает разбирать свою ручку и вынимать из неё стержни.

Я: а покажи мне, пожалуйста, где в учебнике разбирается эта тема?
Сын: вот (принёс учебник из другой комнаты!).

Я начинаю вникать в то, что написано в учебнике, листать страницы, искать подходящие варианты, запутываюсь в этом, потом распутываюсь. А потом замечаю, что Савва благополучно сидит в углу кровати и играет с ручкой с силой вырывая, а потом, обратно вставляя в неё разноцветные стержни (знаете, такие толстые ручки с несколькими разноцветными стержнями). Тут я начинаю понимать, что изучение этого раздела английской грамматики становится исключительно моей задачей.

Я злюсь на него, закрываю учебник и говорю ему, что я больше не хочу учить не свои уроки, что я вижу, что ему это не нужно, что я работаю, а он валяет дурака и т.д.

Но он не отстаёт от меня:

Сын: я ничего не понимаю, а ты не хочешь мне помочь (в сердцах, начиная хныкать)
Я: В чём именно тебе помочь?
Сын: Я не понимаю здесь ничего!
Я: Что именно ты не понимаешь?
Сын: Я ничего не понимаю!
Я: Возьми учебник, открой страницу, на которой это объясняется и сделай по аналогии. У тебя есть всё, чтобы справиться с этим заданием. Посмотри, и в тетради есть объяснения с урока.
Сын (возмущённо хныкая): Я обратился к тебе за помощью, а ты не хочешь мне помочь, ты никогда мне не помогаешь!!!
Я: В чём тебе помочь? Сделать за тебя задание и составить вопросы? В чём будет смысл твоего домашнего задания! Ты так ничему и не научишься.
Сын (обиженно): ни в чём!

(Порой, также обижаются на меня и мои клиенты и даже возмущённо высказывают мне претензии о том, что «…на ваших сессиях я вынуждена сама задавать себе вопросы и сама отвечать на них, как же так, мне это не нравится!»).

Я не дождался от сына ответа про то, в чём же именно ему нужна помощь. Но, через несколько минут, он взял тетрадь, учебник, посмотрел в нём объяснения и по аналогии с ними составил нужные ему вопросы.

В чём ему нужна была моя помощь? Скорее он хотел, чтобы я ему разжевал правила, предварительно освоив их самостоятельно, т.е. выполнил эту часть его работы за него. Тем самым он сэкономил бы часть своей энергии, но не приобрёл бы навыка. Т.е. самого главного, чему должна научить школа — добывать знание.

В этой связи я всегда вспоминаю притчу про то, как лучше помогать людям: накормить голодных или научить их добывать себе еду.

Так и в психотерапии. Важно научить клиента находить ответы на свои вопросы, искать нужные ему ресурсы, просить помощи, узнавать свои чувства, принимать решения. Иначе психотерапия превратиться в нравоучение, искажение, проповедование, зависимые отношения и человек уйдёт от психотерапевта не изменившись в смысле своей неумелости обращения с миром или так и не узнает про своё нежелание что-либо менять, что тоже неплохой результат.

P.S.

А что же происходит потом? А потом мой сын приходит из школы и говорит:

Сын: папа, смотри, я пятёрку по английскому получил!
Я: да?
Сын: да, я сам её заработал!
Я: и никто тебе не помогал?
Сын: нет! Представляешь, это я сам! Ведь ты же мне вчера так и не стал помогать.

Мне было немного обидно, но я остался доволен собой и результатом. Да, я не стал делать за него его работу, но я потратил свою энергию, чтобы удержать его внимание и концентрацию на задании, не поддавался его капризам и слезам и в результате создал такие условия, при которых он выполнил задание сам.

Не это ли является хорошим результатом и для психотерапии? Создать для клиента такие условия, в которых он смог бы творчески развиваться, а не заглатывать советы от психотерапевта, которые в лучшем случае сгодятся только на этот раз.

Поделиться