Мой кабинет

© psygate.ru, 2010-2017. При использование материалов ссылку на сайт и имя автора указывать обязательно.

© Создано и поддерживается в catchideas.ru, 2016

Повышение зарплаты. Конфликт

Вторая часть цикла «Почему мы боимся просить повышение к зарплате?».

Первая часть.

По сути для нас ситуация является конфликтной. Есть мы, как участник конфликта, с неразрешенной собственной потребностью. Есть второй участник конфликта с его потребностью — работодатель, заказчик. Между участниками возникает конфликт интересов. И этот конфликт интересов необходимо разрешить с выгодой для обеих сторон. Что можно переосмыслить, пересмотреть на этапе разрешения конфликта с наилучшим результатом?

Первое, что нужно понять — это влияние культуры на формирование наших установок. И как эти установки могут провоцировать тревожность и непродуктивность нашего поведения. Если только задуматься о влияние социально-культурной среды на наше представление о событии, то в значительной степени можно будет отследить реакцию на событие.

В Западной культуре считается абсолютной нормой периодически поднимать вопрос о повышении заработной платы. У человека в определенной социально-культурной среде и «мускул не дрогнет» при необходимости поднять вопрос о деньгах и вознаграждениях. Он точно знает, что это норма, естественное положение вещей, которое не вызывает негативные реакции в обществе и у него самого. У него не будет чувства тревожности, ощущение неуместности, неэтичности. У него внутри собственного «Я» не возникает противоречия, нет внутреннего конфликта. Он точно знает, ощущает, чувствует, что он делает все верно, правильно и законно.

Когда человек адаптирован под определенную среду, он осознанно и неосознанно впитывает определенные правила, стереотипы, которые, так или иначе, влияют на поведение и восприятие. Адаптация в данном случае является положительным механизмом, который помогает выживать, жить наиболее продуктивно, и снимает часть невротического груза, позволяет некоторые действия доводить до автоматизма.

Такой механизм можно сравнить с принятыми правилами приветствия в определенном обществе. Мы не задумываемся надо или не надо говорить слова приветствия, заходя в кабинет руководства. Для нас сам акт приветствия является естественным фактом, доведенный до автоматизма. Мы не испытываем дискомфорт, размышляя здороваться ли с Иваном Петровичем и как произнести слово «здравствуйте». Автоматизм помогает нашей психике, которая уже не будет тратить энергию на данную ситуацию — приветствие руководства, коллег, знакомых. Само осознание, что мы впитали социально-культурную установку и действуем, исходя из этой установки, дает немалую разрядку, снимает груз тревожности. В связи с возможностями учиться, работать, стажироваться в различных странах, общество меняется. И для многих людей поднять вопрос о деньгах является нормой.

Второе, что можно применить к себе — навыки подход «я выиграл/ты выиграл».

Сама парадигма «я выиграл/ты выиграл» имеет практическое применение и подтвержденную научную базу. Для нашей ситуации — как поднять вопрос о повышении зарплаты — важно понимание, что мы можем приобрести или отточить навык переговорщика, который всегда будет нам в помощь. Помимо навыка такая позиция является формирующей самооценку, самоощущение человека, формирующей его взгляд на себя и окружающий мир. Это принципиальная позиция, где нет места проигрышу, а есть определенный опыт, который человек может ранжировать на благо себе.

Можно часто видеть примеры, когда один человек воспринимает любой конфликт, как ситуацию для личного роста, а другой человек будет воспринимать конфликт, как болезненную ситуацию с реакциями агрессии или избегания. И эти разные отношения к ситуации являются нормой, и имеют право быть. Поскольку не все ситуации, которые происходят с нами, являются для нас благотворными. Вопрос в том — как определить, что нас может разрушить, что дает рост, и что нам необходимо в целом.

Рассмотрим некоторые конкретные принципы, которые могут помочь в решении ситуации.

  • Когда речь идет о деньгах, самым ходовым советом является совет — постарайтесь посмотреть на ситуацию не как участник, а как наблюдатель. Наблюдатель — этот тот, кто не задействован в эпицентре вопроса, а видит ситуацию со стороны, не наделяя оценочным восприятием участников и вопрос. Есть множество психологических техник — и простых, и сложных — и можно выбрать для себя более подходящую технику, побыв в роли наблюдателя. К примеру, представить себя в роли доктора наук/финансового эксперта, которого попросили оценить и спрогнозировать ситуацию, чтобы сотруднику повысили денежное вознаграждение. Такое вхождение в роль, помогает снять цикличность мыслей, снимает нервное напряжение. Можно выписать на бумаге сначала все переживания и чувства, не стесняясь в выражениях, не контролируя поток. Затем прописать свои положительные стороны, возможные альтернативы и диалоги. Можно поместить внутрь себя Внутреннего Родителя, который видит ситуацию нейтрально, полностью поддерживает вас, и дает правильный совет. Фигура Внутреннего Родителя не идентифицируется с настоящим родителем, а является вашим поддерживающим инструментом. Помогая себе различными техниками можно действительно встать в позицию наблюдателя, тем самым приобрести уверенность в себе и своих дальнейших действиях.
  • Позиция «я победитель/ты победитель» при построении диалога не прибегает к жалобам, обвинением, не апеллирует к личным трудностям или несправедливости второй стороны. Выстраивая или готовясь к диалогу о деньгах, мы часто не замечаем подобных нюанса. Хотя, казалось бы, все об этом знают, слышали и уже оскомину набили. На самом деле это достаточно тонкий инструмент — увидеть в себе, своих словах, жестах, настрое определенные нюансы. Может помочь техника мозгового штурма. Не стесняйтесь привлечь друзей, знакомых, родных. Может помочь проработка с психологом установок и выявление «внутреннего голоса», который нам диктует неуверенность или излишнюю реактивность. Можно проработать это и самостоятельно: собрать факты своей работы в позиции «я победитель», увидеть работодателя в роли сотрудника, который сотрудничает в позиции «ты победитель».

Укрепляя собственную силу личности, многие ситуации в жизни будут видеться в ином ракурсе и свете. Признавая за собой слабости и «несовершенства», мы признаем за собой право быть собой, а значит и право на свои потребности. Не бойтесь озвучивать сумму денег, которую вы хотели бы иметь сегодня. Говорите конкретные цифры, конкретные ожидания, предварительно ознакомившись с возможной зарплатой «вилкой». Не бойтесь разговаривать с руководством о деньгах, сейчас это уже стало нормой, и вы имеете на это полное право. Ведите беседу уверенно и доброжелательно. Не бойтесь увольнения только лишь от вашего разговора о повышении. Процесс найма нового сотрудника, обучения, адаптации выходит гораздо дороже для работодателя, и работодатель об этом знает. Безусловно, есть риски: и беседа может пойти не так, как вам хотелось, и вероятность отказа всегда существует, и не на все мы можем влиять. Но эти риски ничтожны по сравнению с вашими шагами к уверенности в себе и саморазвитию.

Читать далее

Теги к статье

Поделиться